Pet-friendly кафе и рестораны: СанПиН, проверки и ответственность
2024-01-25 13:26
В этой статье разберем, какие санитарные требования предъявляют к pet-friendly заведениям и как проводят проверки. Это полезно знать и тем, кто планирует открыть pet-friendly заведение, и тем, кто их посещает, чтобы не волноваться по поводу безопасности.
Можно ли находиться с питомцами в кафе и ресторанах по закону
Начнем с главного: вопрос нахождения домашних животных в общественных местах, в том числе в кафе и ресторанах, практически не урегулирован на нормативном уровне. Могут ли гости посещать организации общественного питания со своими питомцами, санитарно-эпидемиологическими нормами и законодательством в сфере защиты прав потребителей не регламентируется. А вот постоянно содержать питомцев в помещениях предприятия нельзя (Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»).
То есть администрация заведения вправе по своему усмотрению принимать решение, можно ли к ним с питомцами или нет. При этом в ресторане или кафе должны соблюдаться базовые санитарные правила, которые обязательны для любого заведения общественного питания. В первую очередь это правила, регулирующие порядок и особенности изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции.
Что нужно учитывать в любом pet-friendly заведении
Помимо необходимости соблюдения базовых для организаций общественного питания правил, заведениям pet-friendly следует учитывать некоторые особенности. Например:
Потенциальный посетитель должен заранее знать, что в заведении могут находиться питомцы. Для этого следует разместить соответствующую информацию на входе, на официальном сайте и в социальных сетях. Если этого не сделать, есть риск нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о себе и оказываемых услугах.
Правила посещения нужно предусмотреть самостоятельно, поскольку нахождение животных в заведении никак не регламентируется. Например, руководство заведения само решает, разрешать ли собакам сидеть на стульях, скамьях, в креслах и другой мебели, будет ли для гостей с питомцами отдельная зона и так далее. При этом важно, чтобы правила не противоречили иным требованиям законодательства и не нарушали права и интересы других посетителей.
Миски для питомцев нельзя отнести ни к столовой, ни к кухонной посуде, поэтому каких-либо специальных требований к ним СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не предъявляют. Вместе с этим следует исходить из общих правил и осуществлять мытье, обработку и хранение мисок для животных отдельно от посуды, предназначенной для приготовления и употребления пищи. Также можно предлагать посетителям одноразовые контейнеры.
Следует уведомить арендодателя и согласовать с ним все условия, если помещение арендовано. Чтобы обезопасить себя от рисков, лучше заключить дополнительное соглашение.
С персоналом заведения тоже придется поработать: нужно будет научить сотрудников правильно обращаться с питомцами и предоставлять для них сервис.
Кто и как проверяет pet-friendly рестораны на соответствие нормам
Контроль за соблюдением санитарных правил осуществляет Роспотребнадзор. Неважно, pet-friendly заведение или нет, – проверять будут одни и те же нормы и правила. Каких-либо особенностей для кафе и ресторанов, куда пускают с питомцами, не предусмотрено.
До 2030 года действует мораторий на плановые неналоговые проверки для бизнеса. То есть по старым правилам проверки проводят в отношении организаций с чрезвычайно высоким и высоким уровнем риска, в то время как большинство заведений общественного питания относят к категории значительного риска. Это означает, что большей части кафе и ресторанов плановые проверки от Роспотребнадзора в ближайшее время не грозят.
Однако внеплановые проверки не отменены и все еще могут проводиться в отношении любого заведения при определенных обстоятельствах. Например, проверка может прийти при поступлении жалобы от посетителя, при выявлении нарушений, в случае отравления и в других ситуациях.
Внеплановая проверка проводится внезапно и не по графику, поэтому узнать о ней заблаговременно не получится. В заведении проверят соблюдение требований законодательства, изучат документы, возьмут различные пробы. При выявлении нарушений организацию могут привлечь к ответственности.
Ответственность за нарушения СанПиН
Нарушения и наказания за них являются общими для любых заведений общественного питания. То есть если у вас pet-friendly ресторан, требования и штрафы за нарушения будут точно такие же, как и к другим ресторанам. Приведу несколько примеров:
Нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о себе и оказываемых услугах влечет штраф до 10 тысяч рублей по ст. 14.8 КоАП РФ.
За несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при приготовлении, хранении и реализации пищи и напитков организацию могут привлечь к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает штраф до 50 тысяч или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
За нарушение требований технического регламента предусмотрена наиболее серьезная ответственность. Например, если производственное помещение не оснащено необходимым оборудованием, при готовке используются просроченные ингредиенты, не соблюдаются требования технологических процессов и не обеспечивается контроль безопасности при изготовлении пищевой продукции. За это заведение могут привлечь к ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ и оштрафовать на сумму до 300 тысяч рублей. В случае причинения вреда жизни или здоровью граждан (отравления посетителей) размер штрафа увеличивается до 600 тысяч рублей.